Продвинутые запросы в SQL, которые сэкономят твое время

За годы работы с телекоммуникационными данным моя папка с фрагментами кода собрала много таких примеров, которые можно использовать многократно. И речь идет не о “SELECT * FROM Table1”, я говорю о поиске и обработке или удаление дубликатов, выборе топ N значений из каждой группы данных в пределах одной таблицы, перемешивания записей в группах, но сохранение сортировки групп, расширение чисел на N цифр и так далее.

Сегодня я хотел бы поделиться этими фрагментами и объяснить, как это все работает. Я работаю с Microsoft SQL Server и использую T-SQL в моих запросах, но я уверен, что можно найти альтернативы и для других СУБД. Если нет, напишите мне и мы попробуем найти решение вместе.

Для этой статьи я подготовил таблицу поддельных звонков с фальшивыми номерами и реальными странами, поэтому, если вы попробуете повторить ту же транзакцию – не сработает 😀 (ок, кроме Великобритании, они действительно имеют код страны +44, но я не уверен, что номер который я выбрал, существует)

Работа с дубликатами

Самым быстрым и простым способом выбора уникальных значений из таблицы является использование ключевого слова DISTINCT.

SELECT DISTINCT *
FROM [test].[dbo].[12162018_FakeCalls]

Отметив столбцы, которые мы хотим получить, мы можем выбрать уникальные значения основываясь только на номерах и странах.

SELECT DISTINCT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo
FROM [test].[dbo].[12162018_FakeCalls]

Но мы теряем информацию из других столбцов.

Также мы можем найти дубликаты с GROUP BY, HAVING и COUNT (*).

SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, count(*) as dups
FROM [test].[dbo].[12162018_FakeCalls]
GROUP BY NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo
HAVING COUNT(*) > 1
ORDER BY dups desc

Я знаю, что в базе данных SQL дубликаты не должны появляться вообще, мы должны использовать уникальные идентификаторы, ограничения (constrains) и индексы. Но иногда ты просто выполняешь некоторые тесты или вычисления впервые, экспериментируешь – и появляются дубликаты. Или ваши записи имеют различные идентификаторы, хотя вы понимаете, что один из них должен быть удален. Что бы вы делали в этих случаях? Давненько уже я нашел это решение на stackoverflow, сохранил его, и с тех пор использую его как минимум несколько раз в день (дубликаты достаточно распространены, специфика работы). WITH statement и ROW_NUMBER () являются моим спасителями.

WITH CTE AS(
SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, Duration, id,
RN = ROW_NUMBER()OVER(PARTITION BY NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo ORDER BY CountryFrom)
FROM #t
)
SELECT * FROM CTE WHERE RN > 1

Я скопировал исходные данные во временную таблицу #t, поскольку после удаления «Отмена» не работает, heh 🙂, и мы видим тот же результат, что и с GROUP BY, но уже со всеми столбцами. Теперь мы можем выполнить DELETE и удалить все ненужные значения на основе нашего определения дублирования.

WITH CTE AS(
SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, Duration, id,
RN = ROW_NUMBER()OVER(PARTITION BY NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo ORDER BY CountryFrom)
FROM #t
)
DELETE FROM CTE WHERE RN > 1;

SELECT *
FROM #t

PARTITION BY будет служить как определение типа дублирования в этом случае, и с помощью ORDER BY мы можем, например, удалить звонки, которые были короче / длиннее по продолжительности, или те, которые были начаты ранее / позднее, или любые другие условия, которые можно найти в других столбцах. Пожалуйста, обратите внимание: ORDER BY является обязательным, поэтому если у вас нет конкретных условий для сортировки, просто поставьте там любое поле.

Выбор top N записей внутри группы

Я уверен, что вы уже знаете, как это сделать: D. Так, с ROW_NUMBER () снова. Эта функция будет разбивать наши данные и назначать номер каждой записи в группе, поэтому нам просто необходимо указать, какой диапазон верхнего N мы хотим выбрать: топ-10? – “RN <= 10", с топ 3 до топ 7? - легко, "RN between 3 and 7" или "RN> = 3 and RN <= 7".

Давайте выберем только топ 2-ю запись в группах стран, из которых были осуществлены звонки ( ‘CountryFrom”), имена которых начинаются с той же буквы и сортированные по продолжительности звонка в каждой группе. (Я вставил те же данные во временную таблицу 3 раза, чтобы лучше видеть различия).

WITH CTE AS(
SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, Duration, id,
RN = ROW_NUMBER()OVER(PARTITION BY LEFT(CountryFrom,1) ORDER BY Duration ASC)
FROM #t
)
SELECT *
FROM CTE;

Посмотрите, как Германия и Греция попадают в одну группу, а Ирландия с Италией в другую. А теперь остается выбрать только вторую запись в каждой группе:

WITH CTE AS(
SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, Duration, id,
RN = ROW_NUMBER()OVER(PARTITION BY LEFT(CountryFrom,1) ORDER BY Duration ASC)
FROM #t
)
SELECT *
FROM CTE
WHERE RN = 2;

Перемешивание записей внутри группы

Фактически, эта методика может быть использована для перемешивания записей в любом случае, не только внутри группы, но, как мы уже начали с группами, ROW_NUMBER и WITH statements, я решил немного усложнить задачу. Не знаю придется вам в какой-то период своей жизни перетасовать записи в группе, но если появится такой случай, вы будете знать, как это сделать. Опять же, это часть моей повседневной работы, и я понимаю, что это редкий случай :)) Итак, вернемся к запросам. Мы будем использовать те же условия группировки, а для перестановки используем комбинацию функций ABS() – функция, которая используется для получения абсолютной величины передаваемого числа как аргумента, CHECKSUM() – функция, которая возвращает вычисленное значение контрольной суммы над строкой таблицы или над списком выражений и NEWID() – что создает уникальное значение типа uniqueidentifier. Читая, можешь подумать – что это за хрень и как это оно вместе должно работать? Но я тебе говорю, делает работу на ура. Смотри:

WITH CTE AS(
SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, CallStarted, Duration, id,
RN = ROW_NUMBER()OVER(PARTITION BY LEFT(CountryFrom,1) ORDER BY ABS(CHECKSUM(NewId())) % 1000000 DESC)
FROM [test].[dbo].[12162018_FakeCalls]
)
SELECT * FROM CTE

Возможно, это не так очевидно, имея небольшое количество данных, но самое интересное, что каждый раз, когда вы выполняете этот запрос, результат сортировки меняется. Поэтому после второго запуска:

Вы можете заметить, что сейчас Польша – первая строка, а Испания – вторая.

Вот и все на сегодня. Несколько советов по ROW_NUMBER(), которые мне очень помогают в работе, и я надеюсь, что помогут кому-то еще.


Несмотря на то, что эта статья не касается машинного обучения, искусственного интеллекта, распознавания изображений, настройки модели, глубоких нейронных сетей или каких-либо других “фэнси” терминов, используемых в области анализа, работа с данными с использованием SQL все еще остается частью профессии. И еще существует много профессионалов в области, работающих с этим языком и реляционными базами данных. Давайте не забывать наши корни, мои друзья.

Спасибо за внимание, будьте крутыми, профессионалами и фантастического вам дня.

Фото Kalen Emsley на Unsplash

Karma +1 when you share it:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Advanced Queries With SQL That Will Save Your Time

During the years of working with telecom data my folder with code snippets collected a lot of reusable examples. And it is not about “SELECT * FROM Table1”, I am talking about finding and handling or removing duplicate values, selecting top N values from each group of data within same table, shuffling records within the groups, but keep groups sorted, finding the longest left match, expanding numbers by N digits and so on. 

Today I would like to share those snippets and explain how it all works. I work with Microsoft SQL Server and use T-SQL in my queries, but I am sure it is possible to find alternatives for other DBMS. If not, reach me out and we will try to find it together 🙂

For this article I have prepared the table of fake calls with fake numbers and real countries, so if you try to repeat the same transaction it won’t work 😀 (ok, except for UK, they really have +44 country code, but I am not sure the number I used exists)

Dealing with Duplicates

The fastest and the easiest way to select only unique values from the table is by using DISTINCT keyword

SELECT DISTINCT *
FROM [test].[dbo].[12162018_FakeCalls]

By indicating the columns we want to retrieve, we can select unique values based on numbers and countries only.

SELECT DISTINCT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo
FROM [test].[dbo].[12162018_FakeCalls]

But we lose information from other columns.

Also we can find duplicates with GROUP BY, HAVING and COUNT(*) 

SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, count(*) as dups
FROM [test].[dbo].[12162018_FakeCalls]
GROUP BY NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo
HAVING COUNT(*) > 1
ORDER BY dups desc

I know, in SQL database duplicates should not appear at all, you should use unique ids, constrains and indexes. But sometimes you just performing some tests, or doing some computations for the first time, experimenting – and duplicates appeared. Or your records have distinct ids, although you understand that one of them should be removed. What would you do in these cases? A long time ago I found this solution on stackoverflow, saved it and from then I use it at least few times per day (duplicates are quite common, job specifics). WITH statement and ROW_NUMBER() are my saviors.

WITH CTE AS(
SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, Duration, id,
RN = ROW_NUMBER()OVER(PARTITION BY NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo ORDER BY CountryFrom)
FROM #t
)
SELECT * FROM CTE WHERE RN > 1

I have copied the original data into temporary table #t, because “Undo” doesn’t work after delete, heh 🙂 and we see the same result as with the GROUP BY, although with all columns. And now we can perform a DELETE here and remove all the duplication values based on our definition of duplication.

WITH CTE AS(
SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, Duration, id,
RN = ROW_NUMBER()OVER(PARTITION BY NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo ORDER BY CountryFrom)
FROM #t
)
DELETE FROM CTE WHERE RN > 1;

SELECT *
FROM #t

PARTITION BY will serve as the duplication definition in this case and with ORDER BY we can, for example, remove calls that were shorter/longer in duration or those that started earlier/later or whatever condition you may found in other columns. Please note, ORDER BY clause is a must here, so if you don’t have any specific condition for ordering just put any field there.

Selecting Top N Records Within the Group

I believe you already know how to do that :D. Yes, with ROW_NUMBER() again. This function will partition our data and assign a number to each record within a group, so then we just have to specify which range of top N we want to select: top 10? – RN <= 10, from top 3 to top 7? - easy, RN between 3 and 7 or RN >= 3 and RN <= 7.

Let’s select only top 2nd record within the groups of countries from which the calls were made (‘CountryFrom’) that have their names starting with the same letter and sort values by duration within the groups. (I have inserted the same data into temp table 3 times to better see the differences)

 WITH CTE AS(
SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, Duration, id,
RN = ROW_NUMBER()OVER(PARTITION BY LEFT(CountryFrom,1) ORDER BY Duration ASC)
FROM #t
)
SELECT *
FROM CTE;

Look how Germany and Greece are put in one group and Ireland with Italy into another. And to select only second record within each group:

WITH CTE AS(
SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, Duration, id,
RN = ROW_NUMBER()OVER(PARTITION BY LEFT(CountryFrom,1) ORDER BY Duration ASC)
FROM #t
)
SELECT *
FROM CTE
WHERE RN = 2;

Shuffling Records Within the Group

Actually this technique can be used to shuffle records in any case, not only within the group, but as we already started with groups, ROW_NUMBER and WITH statements I decided to make it little bit more complicated. I don’t know if in any period of your life you will need to shuffle records within a group, but if that one occasion appears you know how to do that. Again, this is part of my day-to-day job and I know it’s a rare task :)) So back to queries. We will use the same grouping condition and for shuffling it’ll be a combination of functions ABS() – function that is used to get the absolute value of a number passed as an argument, CHECKSUM() – function that returns the checksum value computed over a table row, or over an expression list, and NEWID() – that creates a unique value of type uniqueidentifier. While reading you might think – what the hell? But I’m telling, it does the job. Look:

WITH CTE AS(
SELECT NumberFrom, CountryFrom, NumberTo, CountryTo, CallStarted, Duration, id,
RN = ROW_NUMBER()OVER(PARTITION BY LEFT(CountryFrom,1) ORDER BY ABS(CHECKSUM(NewId())) % 1000000 DESC)
FROM [test].[dbo].[12162018_FakeCalls]
)
SELECT * FROM CTE

It might be not that obvious with small amount of data, but the most exiting thing is every time you run this query it shuffles again. So after a second run:

You may noticed now POLAND is the first record and SPAIN is the second. 

That’s it for today. Few tips with ROW_NUMBER() that help me a lot in my work and I hope will help someone else too.


Despite it doesn’t include machine learning, artificial intelligence, image recognition, model tuning, deep neural networks or any other fancy terms that pop up in data science field, working with data using SQL is still part of data science. And there are still a lot of data professionals that work with this language and relational databases. Let’s do not forget our roots, my fellows. 

Thanks for reading, be cool, professional and have a fantastic day. 

Photo by Kalen Emsley on Unsplash

Karma +1 when you share it:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *